Алексей Алексеевич Ухтомский – великий ученый-гуманист

Алексей Алексеевич Ухтомский — один из самых замечательных людей нашего времени: и как ученый-энциклопедист, и как личность. По стилю мышления, диапазону обобщений, остроте предвидений он был ученым-теоретиком, предвосхитившим целый ряд направлений современных исследователей. А.А.Ухтомский настолько обогнал свое время, что лишь сейчас мы начинаем понимать значение его идей для настоящего и будущего развития науки, как бы вновь открываем их, обнаруживая поразительную современность его мыслей.

Алексей
А.А.Ухтомский
Личность А.А.Ухтомского долгое время еще будет оставаться загадкой. Его жизненный путь только на первый — внешний — взгляд может показаться полным противоречий. И действительно: Кадетский военный корпус имени графа Аракчеева и Московская Духовная академия; кандидат богословия и студент естественного отделения Петербургского университета; принадлежность к одному из древнейших княжеских родов России и более чем аскетический образ жизни; глубокая религиозная вера и материалистические искания в науке; староста единоверческой церкви и член революционного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов; страстный поборник «единого общего дела», глава университетской физиологической школы, один из любимейших студентами профессоров университета и «монах в миру», в полной мере ощущавший свое глубокое духовное одиночество, непонятость при жизни. Но все эти кажущиеся противоречия были соединены в нем основной мелодией жизни, заключавшейся в его высоком гуманизме, в любви к человеку, вере в великий смысл и предназначение человека на земле, в величайшую ответственность каждого человека за все, что делается в этом мире.

Алексей Алексеевич Ухтомский с сестрой
А.А.Ухтомский с сестрой
Алексей
А.А.Ухтомский, автопортрет
С начала 20-х годов А.А.Ухтомский начинает свои публичные выступления с обоснованием принципа доминанты как нового учения о работе мозга. Если сказать очень кратко, то доминанта — это главная система рефлексов, обеспечивающая удовлетворение той потребности, которая в данный период времени оказывается основной, т.е. доминирующей, а все остальные потребности поэтому оказываются как бы второстепенными, и соответствующая им рефлекторная деятельность будет подавленной. Иными словами, происходит срочная мобилизация всех систем организма, прошлого жизненного опыта и восприятия окружающей среды ради достижения доминирующей потребности. Этой цели подчиняется вся текущая деятельность организма, т.е. формируется доминанта. И вот, когда цель уже достигнута, мгновенно на первый план выступает новая доминанта. Она может быть одной из тех, которые не смогли себя реализовать до этого момента. А какова же судьба предыдущей доминанты? Ее следы записываются в долговременной памяти. Так в цепи событий постепенно обогащается наш жизненный опыт. И если в нашей дальнейшей жизни возникает такая же или похожая проблема, то для ее решения потребуется извлечь из памяти прежнюю доминанту, лишь незначительно видоизменив сообразно новым внешним обстоятельствам.

Учением о доминанте как одном из общебиологических принципов, лежащих в основе направленной активности живых систем любых уровней организации, А.А.Ухтомский внес существенный вклад в творческое развитие общей теории познания.

А.А.Ухтомским были заложены естественнонаучные основы современного диалектического мировоззрения. Яркой иллюстрацией диалектичности мышления А.А.Ухтомского может служить разработка им фундаментальных принципов науки, таких как принципы детерминизма, историзма, системности, структурно-функциональный принцип и др., значимость которых для дальнейшего развития современного естествознания несомненна. А.А.Ухтомский стал одним из провозвестников нового синтезирующего мышления, которое охватывало не только естествознание, но и науку о человеке, объединяло в единое целое множество различных направлений и проблем.

Учение о доминанте успешно используется врачами и клиницистами как методологическая платформа не только для трактовки различных поведенческих патологий и функциональных расстройств деятельности мозга, но и для объяснения целого ряда психосоматических и вегетативных заболеваний.

Однако истинное значение творчества А.А.Ухтомского выходит далеко за пределы изучения физиологических процессов. Принцип доминанты стоит в ряду крупнейших общебиологических обобщений нашего времени, привлекая пристальное внимание специалистов различных областей знания, т.к. позволяет изучать не только мозговые процессы, но и психологические проблемы поведения человека как личности, а также социальные проблемы общения человека как члена общества. А.А.Ухтомский глубоко увязывал принцип доминанты с фундаментальными вопросами человеческого бытия и познания, социальной сущности человека, с психическими процессами, распространив этот принцип на наиболее сложные формы психического отражения действительности и духовной жизни личности.

А.А.Ухтомский был ученым-естествоиспытателем, подступившим к наиболее сложной области — природе человека. Уже с первых шагов в науке А.А.Ухтомский пытался приблизиться к раскрытию объективных законов поведения человека, формирования нравственной и творческой личности, к пониманию законов человеческого общения. Став одним из провозвестников нового синтезирующего мышления, А.А.Ухтомский по сути создал стройную концепцию человека, разработанную им на стыке различных научных направлений: физиологии, психологии, философии, социологии и этики. Это стало возможным потому, что мировоззрение А.А.Ухтомского основывалось на огромном фундаменте богатейших достижений русской и мировой философской культуры. Это был ученый, впитавший в себя не только диалектико-материалистическое направление философской мысли, но и идеалистическую философию. Постигнув диалектику не как догму, а как метод реального продвижения к истине, А.А.Ухтомский сделал ее не фоном, а живой тканью, тесно сплетающей в единое, гармоничное целое философию, науку и этику. Кроме того, А.А.Ухтомский глубоко воспринял духовно-нравственные начала религиозных идей. Весь этот удивительный «сплав» позволил ему органически связать естественнонаучные представления о природе человека и его психике с созданной им системой нравственно-этических взглядов, заложив таким образом основы созданной им науки о нравственности, главным стержнем которой должно было стать безраздельное внимание и бережное отношение к человеческому лицу, сознание неповторимости каждой человеческой личности.

А.А.Ухтомский поставил перед отечественной наукой о человеке не только задачу объяснить тайны и парадоксы человеческой природы, но и главную цель: переделать саму природу человека, выработав новые установки в соответствии с нравственными идеалами человечества.

Важная сторона учения А.А.Ухтомского о природе человека связана с его системой этических взглядов, оригинальность и ценность которой состоит в том, что она органически связана с естественнонаучными представлениями А.А.Ухтомского о природе поведения и психики человека. Он считал, что центром всех научных устремлений, их «интегральным» выходом должен стать человек и его судьба. В этом он видел гуманистическую направленность всех наук. Он полагал, что в вопросах изучения науки о «сложнейшем из событий в мире» — о поведении человека нельзя все сводить к изучению физико-химических закономерностей его организации, изучать поведение только физиологическими методами и с помощью физиологических теорий. При рассмотрении законов, управляющих поведением, «жизненной траекторией» каждого из нас, необходимо учитывать более высокие уровни познания — психологический и социальный, поскольку каждый из нас самым реальным образом есть лишь элемент и участник сообщества.


Алексей Алексеевич Ухтомский с сотрудниками
А.А.Ухтомский с сотрудниками

Актуальность этических взглядов А.А.Ухтомского для теории и практики воспитания наших дней несомненна. В целом можно сказать, что человеку свойственны как бы две противоположные тенденции. Одна из них — искать в собеседнике нечто, отвечающее собственным настроениям, побуждениям, чаяниям, т.е. нашим собственным доминантам. Зачастую бессознательно, мы стремимся навязать собеседнику свои взгляды, свое мировоззрение, свою позицию, даже свое настроение. И действительно, из собеседника мы стремимся сформировать своего двойника, часто не задумываясь при этом, насколько ему нравится такая роль. Эту тенденцию человеческой психофизиологии можно назвать эгоистической: человек все и вся пытается подчинить собственной доминанте, собственным интересам, всех мерит по собственной мерке. Конечно же, многое в оценке этой тенденции зависит от характера исходной доминанты: действительно ли она направлена на удовлетворение чисто личных устремлений субъекта или преследует какие-либо общественно-полезные цели.

Вторая тенденция состоит в том, чтобы настолько изменить собственные доминантные установки, чтобы суметь понять позицию, настроение или состояние своего собеседника. Иногда даже суметь пожертвовать собственной доминантой, усомниться в ее правильности и справедливости. Не только не навязывать своих взглядов, но попытаться понять взгляды другого, научиться считаться с ними, уважать их как равноценные со своими. Такого собеседника заслужишь только тогда, когда приложишь огромные усилия и сформируешь доминанту «на лицо другого». Эта тенденция может именоваться, в отличие от предыдущей, альтруистической. Это тенденция высокого порядка, она свойственна истинно интеллигентному человеку, который сам является личностью. Мы зачастую привыкли жить каждый внутри себя. Надо научиться общему языку. Надо научиться ценить в другом человеке его самобытность и неповторимость, надо дать ему право быть «другим». Воспитание у себя такой тенденции — умения слушать другого, считаться с его взглядами и уважать их, не навязывать своих взглядов, а уж если, не соглашаясь, критиковать, то так, чтобы не обидеть, а убедить — вот это и есть та заветная мечта, к которой должен стремиться человек, претендующий на высокое звание Личности.

Одной из главных черт мировоззрения А.А.Ухтомского был его историзм, умение связать давно прошедшие события с событиями настоящего, а через них — с событиями «исчезающего вдали будущего». Поэтому каждый момент бытия чрезвычайно ответственен по последствиям деятельности в нем людей. И здесь идеи А.А.Ухтомского об огромном значении человеческого фактора в процессе социально-нравственного воспитания общества смыкаются с учением еще одного выдающего русского ученого, В.И.Вернадского, о ноосфере как историческом этапе развития общественного разума.

А.А.Ухтомскому более чем кому бы то ни было удалось сформулировать то главное в психофизиологической концепции человека, что стало в наше время важнейшим фактором развития общества.

Авторы: А.С.БАТУЕВ, академик РАО; Л.В.СОКОЛОВА, ст. научный сотрудник