№75а в этой таблице

Константин Яковлевич Шаховской
1905-1979

Константин Яковлевич Шаховской

Константин Яковлевич Шаховской родился 29 октября 1905 года в имении Шаховских Боброво-Холмского уезда тогдашней Псковской губернии. Отец его, Яков Михайлович Шаховской, был директором Псковского сельхозучилища, и детство свое Костя провел во Пскове. После октябрьского переворота Яков Михайлович как глава псковского Красного Креста был арестован местной ЧК. Жене Якова Михайловича удалось подкупить одного из чекистов, и тот прятал дело Якова Михайловича от неистовой расстрельщицы Марии Гольдман.
Мальчик Костя, чтобы узнать, жив ли отец, каждую ночь забирался на стену тюремной ограды и смотрел, как приговоренные офицеры с выбитыми из ключиц руками (чтобы не сопротивлялись) шли на расстрел с пением “Святый Боже”. После неудачи Белой армии Н.Н.Юденича семья Шаховских переехала в Эстонию, поселившись в городе Печеры. Там Костя Шаховской закончил гимназию и поступил на лесной факультет Тартуского университета. Нужно подчеркнуть, что русские в Эстонии пользовались в те годы широкой культурной автономией.
Трагедия 1917 года ставила перед сознанием русских людей необходимость осмыслить ее духовные причины, и вопросы религии и духовного просвещения были как никогда актуальны. Костя участвует в Эстонском отделении Русского студенческого христианского движения, знакомится с его деятелями и сам руководит кружком созданного в Печерском крае Русского крестьянского христианского движения. В 1932 г. он поступает, а в 1935 г. заканчивает духовную семинарию при Печерском монастыре и продолжает учебу на теологическом факультете Варшавского университета, который заканчивает степенью магистра в канун второй мировой войны. В августе 1937 г. Константин Яковлевич женится на учительнице английского языка Елизавете Петровне Нестеровой и в том же году 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы епископом Николаем Лейсманом рукополагается во диакона, а 26 сентября – во священника в церкви св. Георгия Победоносца в деревне Сенно-Печерского уезда. Позднее он переведен настоятелем в 40-мученическую церковь г. Печеры. 1940 год трагическим образом отразился на судьбе Шаховских. Отец был арестован и без предъявления обвинений сослан в Ургенч, где скончался в начале войны от голода и лишений.
Отец Константин включается митрополитом Сергием в число сотрудников “Русской Православной Миссии в освобожденных районах России” и направляется во Псков. Во Пскове о.Константин восстанавливает превращенную в склад Варлаамовскую церковь, организует воскресную школу для детей, ведет среди прихожан большую работу по оказанию помощи больным и беженцам и даже организует многодневный Крестный ход в Печерский монастырь и обратно. Пользуясь знанием немецкого языка и дворянским происхождением, он убеждает немецкое командование разрешить местным жителям оказывать помощь многочисленным военнопленным, находившимся в ужасающих условиях в концлагерях на Псковщине.
Впоследствии это бы истолковано, как сотрудничество о.Константина с гестапо. В действительности о.Константин всегда придерживался строго церковной позиции, не шел ни на какие компромиссы и отказывался служить благодарственный молебен в день рождения фюрера.
Отец Константин был арестован весной 1945 года и полгода находился в ленинградских Крестах. По замыслу следователя НКВД Жигаля отец Константин должен был признать себя резидентом Абвера и выдать свою агентуру, не менее 20 человек. Следователь применил весь арсенал мер воздействия органов НКВД вплоть до угрозы расправиться с семьей. После полугода допросов отец Константин был осужден тройкой НКВД как рядовой немецкий шпион на десять лет исправительных лагерей в Горьковской области. Годы, проведенные в горьковских лагерях, по рассказам о.Константина, были самыми тяжелыми. Работа на лесоповале, где малейшее непослушание наказывалось особой пыткой: стоять голым на пеньке под роем комаров; в самой зоне – бесчинства уголовников... Намного легче стало, когда отца Константина этапировали в Абезь под Воркуту. Там он встретился со знакомыми священниками по Миссии о.Николаем Трубецким и о.Яковом Начисом. Они помогли ему устроиться в лагерную больницу санитаром, что спасло ему жизнь.
Удавалось устраивать в лагере и тайные богослужения по ночам в бараках или в тайге под открытым небом, и это всегда бывало духовной поддержкой и радостью для верующих. Незабываемой осталась пасхальная служба, которая служилась заключенным епископом и несколькими священниками на березовом пне.
В 1954 году, когда лагерный срок пришел к концу, о.Константину было предложено самому выбрать место ссылки. Он выбрал село Бондарку Томской области, где на поселении находилась его сестра Ксения.
Через пару месяцев в доме Ксении появились работники КГБ и предложили о.Константину поехать с ними. Путешествие закончилось во Пскове, где в местном КГБ ему предложили настоятельство в Псковском кафедральном Свято-Троицком соборе, при условии подписки о сотрудничестве. Отец Константин ответил, что столь важный вопрос он должен обсудить с женой, и просил разрешения на три дня съездить к семье в Эстонию с которой он не виделся 10 лет. Вернувшись после свидания с родными в псковский КГБ, о.Константин категорически отказывался от сотрудничества, несмотря на угрозы КГБ сгноить его в ссылке и никогда не разрешить ему священническое служение.
Однако, Божий промысел определил иначе. После снятия с учета на на спец поселении, о.Константин с 1955 года снова у престола Божия и совершает Божественную Литургию, сначала в поселке Тогур Томской области, а потом в Томске, где он продолжает свое священнослужение до 1965 года, окруженный любовью верующих. Это не нравится властям, и в 1965 году по их категорическому требованию архиепископ Павел Новосибирский переводит о.Константина в восточносибирский город Канск. На следующий год о.Константин переезжает в Эстонию в город Пярну, где работала врачом его старшая дочь Елена. Однако и здесь он находился под надзором властей, которые не давали о.Константину необходимой регистрации. Лишь через несколько лет правящему митрополиту Алексию Ридигеру удалось назначить его на приход в деревне Яама недалеко от Пюхтицкого монастыря.
Эстонский период был для о.Константина нелегким этапом жизни. Лишенный из-за болезни возможности совершать регулярные богослужения, он скорбел. Изредка его навещали друзья – о.Николай Трубецкой, отцы Яков и Кирилл Начисы. В Неделю всех святых о.Константин скоропостижно скончался. Он похоронен на старом кладбище города Пярну.